Спрашивали — отвечаем! (часть 2)

Posted on 08.02.2010

2



Вопрос: Что делать после  BBDO? (я для себя его перефразировал — «Есть ли жизнь после BBDO?») :)

Если вы не против, я объединю его вот с этим:

Вопрос: Возможно ли уехать работать в зарубежное агентство?

И вот с этим:

Вопрос: Для чего переходить из одного российского агентства в другое?

И еще вот с этим:

Вопрос: Стоит или не стоит перебираться в Москву, если работаешь в небольшом РА?

Потому, что все эти вопросы связаны одной темой — «Что дальше?» и переходами из агентств в агентства.

Начнем по порядку.

После BBDO у вас есть три пути:

а) Открывать свое агентство

б) Пытаться попасть в иностранное агентство

в) Перейти в другое российское агентство

Собственно эти же три пути вас ждут и после любого другого агентства. BBDO в этом плане ничем не отличается от своих коллег по цеху. Плюсы BBDO в том, что здесь очень много съемочных проектов (но, не потому, что можно сгонять за границу — хотя это тоже приятно, а потому, что быстро набираешься опыта), много разных брендов и хороший творческий коллектив. Это агентство не зря считается крупнейшей российской сетью и такой «крутой школой жизни». Здесь и правда сложно, но это компенсируется огромным количеством опыта. Когда я уходил из своего предыдущего агентства, мне сказали, что у Игоря Лутца есть принцип — «Все в окопы! Выживает сильнейший». В каком-то смысле, это так и есть. Позиция Игоря совпадает с его собственным ритмом жизни. Он боец и всегда старается добиться лучшего результата, чего и требует от своей команды. И я думаю, что своим успехом, BBDO не в последнюю очередь обязана именно такой философией. Так, что я могу сказать только одно — после BBDO Moscow мне уже ничего не страшно! :) Может именно поэтому спецы, которые отработали в BBDO так ценятся на рекламном рынке.

Но, вернемся к нашим путям. Каждый из них возможен и на каждом вас ждут определенные трудности, но и определенные бонусы.

Пункт об открытии своего агентства я пропущу, потому, что пока ничего конкретного сказать не могу на этот счет. Об этом лучше поговорить с людьми, которые уже по нему прошли и имеют много опыта в этом деле.

А вот насчет двух других расскажу.

Уехать в западное или восточное агентство — можно. И очень хочется. Но, очень и очень сложно. Связано это с тем, что там намного острее конкуренция. Огромный опыт индустрии в целом, много школ и курсов, развитые экономика и технологии, другой язык и совершенно другой ритм жизни — делают свое дело. Студент там и студент у нас — это два разных человека. К счастью, в последнее время дистанция сокращается, но разрыв все еще большой. Тоже самое и со специалистами.

У нас просто нет того, что мы могли бы им дать. Для того, чтобы стать хотя бы чуть-чуть ценным там, нужно здесь пахать в 10 раз больше и причем не всегда идти в ту сторону, в которую идет вся российская индустрия. Поясню. Если мы посмотрим на портфолио среднего арт-директора или копирайтера в России, то оно будет полно различных POSM, наружки, принтов и роликов. И в целом, все это будет производить унылое впечатление. Как с точки зрения текстов, так и с точки зрения визуальной.

Вот здесь вы можете посмотреть портфолио (и то, не самые лучшие) тех, кто работает там — www.carbonmade.com

Теперь сравните их портфолио со своим. Если вы чувствуете, что ваше лучше — вперед! Но, я боюсь, что такие ощущения могут появится не у многих из нас :(

Для того, чтобы уехать в другую страну (здесь мы не имеем в виду Казахстан), нужно иметь следующее (говорю исходя из того, что слышал от своих друзей, которые там учатся и на основе наших с Пашей Ганиным наблюдений):

1. Крутое портфолио. Состоять должно из принтов, роликов (и вирусных тоже), диджитала, интегрированных кампаний, наружки, эмбиента. Причем ценятся больше всего интегрированные кампании и диджитал. Причем портфолио желательно иметь в виде сайта или на худой конец на одном из многочисленных ресурсов, которые дают возможность залить работы.

2. Награды. Причем не МСФР или Идеи. И даже не Golden Drum. Минимальный вход — Eurobest, Epica, One Show, Clio, D&AD, Young Guns, Cannes Lions. Все остальные фесты, за маленьким исключением, можете оставить для российских работодателей. Если вы молоды, то ценятся и студенческие награды на международных фестах.

3. Работа с программами на уровне «в слепую». То есть, если вы арт-директор, вы должны знать весь пакет программ, как свои пять пальцев. И это, поверьте, не тот уровень на котором работает много наших арт-диров. Некоторые рассказывали, что на семинаре Adobe в Каннах им рассказывали вещи, о которых они и не догадывались. Это не приемлемо.

4. Язык. No comments.

5. Наглость и дерзость. Не бойтесь писать в западные агентства и отправлять портфолио. Как-то мы сидели с Пашей и шутили, что может стоит отправить наш бук Эрику Вервухену, когда он перешел из TBWA Paris в Goodby, Sylverstein&Partners. На следующий день, Паша сообщил мне, что он взял и написал в 180Amsterdam. И нам ответили :) Мы их заинтриговали, но они спросили, есть ли у нас интегрированные кампании в буке и нам нечего было ответить :( Сейчас работаем над этим.

6. Готовность работать первое время на должности, которая будет намного ниже той, что вы занимаете здесь. Это факт. Наши креативные директора, в большинстве своем — это их просто арт-директора и просто копирайтеры. Даже не старшие.

7. И не последнее место занимает образование. Нет, МГУ тут не поможет. Нужны западные курсы или рекламные школы. Такие, как Miami Ad School. Именно они увеличивают ваши шансы на попадание в западное или восточное рекламное агентство. Но, они стоят денег. Больших. И времени.

Теперь о третьем пути. Другое российское агентство.

Это имеет смысл в определенных ситуациях. Такой переход может дать вам следующие бенефиты:

1. Увеличение зарплаты. Каждый переход — это шаг к большей сумме. Исключения есть. Если вы например переходите из крупного сетевого в маленькое агентство. Но, в этом случае вы получаете большую свободу действий.

2. Новый опыт. Все агентства разные. Работа в Leo Burnett сильно отличается от работы в BBDO. Разные системы, разные брифы, разные клиенты, разный подход к креативу. К тому же, сейчас на рынке есть агентства, в которых можно получить опыт, который вообще нельзя получить в сетевых. Например, digital агентства. Там вы ведете проект полностью — от начала и до конца.

3. Свежие ощущения. По данным исследований, людям занятым творческой деятельностью рекомендуют менять место работы 1 раз в 2-3 года. Просто чтобы мозг не застаивался. В моем предыдущем агентстве я два года проработал с мобильным оператором. В конце я выл от того, что у меня были одни и те же брифы. Так, что это не последний фактор.

4. Больше наград. Все зависит от вас, но если вас не устраивает система или позиция агентства по отношению к рекламным фестивалям, вы может быть захотите изменить ситуацию. Как правило, изменить ситуацию в своем агентстве — сложнее, поэтому проще уйти на новое место.

И, наконец, стоит ли переходить из маленького агентства в большое столичное? Я, честно говоря, не знаю. Все зависит от ваших желаний и амбиций. Если вы хотите почувствовать ритм большого города, поработать с международными компаниями, снять десяток-другой роликов и, наверное, поднять себе зарплату — да!

Но, пример екатеринбургского агентства «Восход» показывает, что быть ярким, креативным, довольным жизнью и выигрывать фестивали можно и не сидя в большом, хорошо отапливаемом, дорогостоящем столичном офисе :)

Реклама
Posted in: Uncategorized