Спрашивали — отвечаем!

Posted on 08.02.2010

3



Вопрос: Как проходят мозговые штурмы в BBDO?

Ответ: Ну, во-первых, мозговых штурмов в ББДО крайне мало. По-крайней мере у нас, в BBDO Black (кто не знает — BBDO состоит из трех отделов: Black, White, Red названных так по цветам отделов). В основном все работают в парах. Штурмы начинаются в двух случаях:

1. Срочный проект, на который нужно быстро придумать много вариантов идей.

2. Фестивальный бриф.

В этих случаях для работы объединяют несколько команд и мы все вместе работаем над одним проектом. Длиться это может от 1 дня до недели. В зависимости от проекта.

Сами штурмы могут быть разными по схеме проведения. У нас было пока три типа штурмов.

1. «ОДИН». Все сидят за одним столом и просто накидывают идеи на листках, то есть работают по одному, не в парах. Затем начинается этап «читки» — каждый читает свои идеи. Если в процессе «читки» кто-то добивает чью-то идею (добивает — значит улучшает, а не то, что вы могли подумать), записываются обе.

2. «ПАРА». Этот вариант проводится если у брифа есть много вариантов прочтения, то есть тема достаточно широкая. В этом случае всех брифуют, на это уходит от получаса до 2 часов — в зависимости от вопросов и сложности брифа, затем все расходятся по парам и штурмят в течение 1 часа, затем на флип-чартах рисуют идеи, слоганы, скетчи и презентуют идеи. Как правило, за один день штурма удается провести 1-2, максимум — 3, таких сессии. Затем на следующий день все повторяется.

3. «ЭКСПРЕСС». Все идет по схеме варианта «ПАРА», с одним отличием — время на креативную сессию существенно меньше: от 15 до 30 минут. Этот вариант хорош тогда, когда времени совсем нет. Например, когда на разработку идеи есть 4-5 часов. Потому, что идеи еще нужно оформить, собрать в презентацию и т.д.

Важный момент: перед штурмом лучше провести пару разминочных упражнений, чтобы мозг немного расслабился и люди потом не зажимали самые дурацкие идеи в себе.

Например такое: всем раздаются листки бумаги и предлагает придумать, что можно сделать с таким обыденным предметом, как скалка. Можно придумать новую функцию, можно новый дизайн, можно усовершенствовать и т.д. Предметы можно менять или подбирать по смыслу ближе к брифу. Задания тоже можно давать разные, даже самые бредовые, так даже лучше.

Как штурмить на фестивали?

Не секрет, что многие креативщики устраивают специальные сессии, на которых они генерируют идеи для фестивалей. Мы  с моим арт-директором Пашей Ганиным  не исключение.

Наша схема довольна простая. Кафе, много листочков или Mac и мозги. Иногда мы выбираем какой-то конкретный бриф или продукт, иногда штурмим в свободном режиме. Каждая такая сессия может длиться от 1 до 4-5 часов, если есть время. В среднем, у нас получается около 30-40 идей за сессию.

Многое зависит от настроения, драйва и мотивации. Иногда, вместо того, чтобы штурмить мы просто болтаем, а потом штурмим. В общем, как пойдет. Главное тут не делать потому, что «надо», а потому, что хочется. Когда попрет вы сами узнаете и в этот момент важно не останавливаться (типа — все придумали Каннскую идею), а продолжать работать.

После штурма или во время важно записывать все, абсолютно все идеи. Мы использовали раньше листы А4, но когда потеряли парочку с кучей идей, решили поменять формат. Теперь забиваем все в Mac (у нас есть отдельный файл со всеми идеями) или юзаем Action Method, о котором я писал ранее.

Далее, у нас происходит отбор идей. Здесь нужно быть жестким. Если идея не прокатывает по уровню Канн (на наш взгляд), мы ее просто никому не показываем, но и не выкидываем. Может придет в голову, как ее можно добить. В итоге, мы показываем Михаю (это наш креативный) самое лучшее и он вместе с нами выбирает, что можно доделывать и тратить силы, а что нужно отложить или забыть вообще.

Некоторые идеи, которые нам нравятся и на которых мы можем получить хороший тренинг в копирайтинге и арт-дирекшене, мы будем использовать для своего портфолио, но не будем отсылать на фестивали — такие идеи тоже нужны, потому, что не всегда есть возможность что-то отправить и продать клиенту, но всегда есть возможность положить это в бук.

Важный момент: записывать идеи должен только один человек! Ни в коем случае не записывайте их вдвоем или втроем. Иначе потом замучаетесь разбирать почерк, собирать листки или синхронизировать форматы.

Вот примерно так мы и штурмим. Надеюсь, что ответил на вопрос :)


Реклама
Posted in: Uncategorized