Freshblood. Итоги.

Posted on 19.03.2010

17



Посмотрел шорт-лист последнего конкурса Freshblood.

В свое время, когда мы участвовали в этом конкурсе, нас (меня, Дениса Елисеева, Пашу Ганина) некоторые другие участники сильно ругали за то, что мы не даем возможность молодым талантам пробиться, потому, что оккупировали конкурс, который нам собственно и не нужен. Ругали потому, что мы уже работали в агентствах, а они еще нет. В каком-то смысле, они были правы. Но, вот теперь никто из нас не участвует. А идеи почему-то лучше не становятся :(

Если точнее, в последнем шорте я разглядел ни одной. Все работы построены либо на технических фишках, либо на каких-то приколах. Я не знаю, по каким критериям, жюри выбирали шорт-лист, но у меня ощущение, что выбранные работы — это крик отчаяния, несмотря на сладкие речи членов жюри (кстати, тем кто прошел — они их всегда говорят, так, что слушайте лучше критиков) :)

Чтобы не быть голословным, попробую разобрать несколько работ. Я понимаю, что разбирать всегда легче, но надеюсь, что помогу тем, кто меня читает понять, как нужно делать работы на конкурс и что такое идея :)

РАБОТА №1

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/1/

Идея: Это реклама телефонов, а точнее телефона — Nokia. Тариф — это голос, общение, фразы, текст, эмоции. Здесь о тарифе нет ничего вообще. Текст, который появляется в самом конце о том, что тариф Red Energy — новое топливо для моего мобильного, никак не связан с 1,5 минутной историей, которую мне показывают до этого. Идею я понял, но она для меня про телефон, а не про тариф.

Арт-дирекшен: Да, снято забавно, чистенько. Но! Тот, кто видел шорт-лист наверняка заметил, что 3 ролика сделаны в одной и той же технике. Это важный момент. Почему-то молодежь любит у нас технические примочки. Я понимаю, что отчасти это связано с финансовыми трудностями, но очень часто это выглядит, как попытка удивить людей, которые уже видели множество подобных приемов. Естественно, такие попытки обречены на провал.

РАБОТА №2

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/2/

Идея: Идея, как написано в презентации, фокусируется на эмоциях и переживаниях. Но, из всех трех символов, эмоции несет только один — рот. Рука и скрины с контакта — это технические образы. Сама мысль, что в молодости ты полон эмоциями и жаждешь поделиться ими с друзьями — верная, на мой взгляд. Но здесь она отражена слишком в лоб. Хочется кричать — берем рот. Хочется писать — берем письмо. То есть, не хватило немножко, чтобы докрутить идею.

Арт-дирекшен: Он есть, но на уровне общей мысли. Если брать детали, то видно, что ребята торопились. Одинаковые люди на макетах, разные рты (хотя вроде бы должен быть один). Кричащий рот, как символ — самый яркий в этой идее, и в тоже время, самый отталкивающий. Это страшно. Я надеюсь, что авторы понимали, что это страшно и делали это, как прикол, а не с серьезным лицом :) Я в том смысле, что кричащий рот — это символ не только радости, как думали авторы, но и боли, страха, агрессии, оргазма, в конце концов :) Как мысль, она имеет право на существование, но именно исполнение делает ее такой стремненькой :) Мне понравилась идея с конвертами-флаерами, но ее нужно было тогда докручивать и делать на каждом следующем конверте часть послания, чтобы было интересно узнать, что в конце.

РАБОТА №3

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/3/

Идея:

Вот выдержка из описания концепции:

Кто: монополист мобильной связи,
Кому: молодым бездельникам,
Что: добавь немного фана в обычную повседневность,
Зачем: чтобы не скучать.

Уже в самом начале сделана ошибка. В стратегии и в сообщении.

Разве молодежь скучает? Почему ее все так хотят развеселить? Особенно бренды, которые не очень-то воспринимаются, как весельчаки :) То есть, автор шел не от проблем молодежи, а от того, что делал тариф Red Energy до этого. А делал он странные вещи — сваливал в кучу все технологии и пытался, стоя на этой горе дополненной реальности, подружиться с молодыми людьми. Мне иногда кажется, что менеджеры МТС существуют в какой-то своей дополненной реальности, которая не имеет никакого отношения к реальности реальной :)

Идем далее. Еще одна выдержка.

«Современный подросток — машина потребления. Он достаточно ленив и не настолько опытен, чтобы создавать самому, творить, его самовыражение основывается на потреблении. Но не у всех подростков есть на это достаточно материальных возможностей и приходится себя ограничивать. Но зачем? Ведь можно самому создавать, творить что по сути является неограниченным источником самовыражения. Надо всего лишь включить воображение и обычная окружающая среда превратится в полигон для развлечений«.

И тут снова путаница :)

Мысль №1 — Подростки любят потреблять. Они ленивы. Очень верно! Статистика диджитал-проектов показывает, что активных юзеров — 1-2% от числа всех остальных. Думаю, что в реальной жизни примерно та же картина.

И вдруг, Мысль №2 — Зачем лениться? Ты можешь творить! Неверно. Не хотят они творить. По крайней мере — массы. А мы обращаемся, к массам. Все их творение заключается, чаще всего, в выборе костюма на Хеллоуин-пати и на прикол в институтской столовой. Если мы говорим о массах, а не об 1-2% массы.

И далее, мы видим исполнение. В котором опять нет ничего от тарифа :) Есть телефон и его светящийся экран. Тариф — это абстракция, неосязаемая вещь. Это нужно понять в первую очередь, когда работаешь с сотовой связью. Это сервис, это инструмент, но это не телефон. Эта идея могла бы работать с MMS сервисом, но не с тарифом, в котором упор сделан на звонках, СМС и выходе в сеть.

Арт-дирекшен: Ну, тут сложно говорить. Эффект прикольный, глаз цепляет. Больше сказать ничего не могу :)

РАБОТА №4

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/7/

Идея: Лови свободу!

Окей, допустим. Опять же возникает вопрос — разве я не свободен? Меня и правда так ограничивают тарифы, которые есть сейчас на рынке? Вроде бы нет. Я спокойно говорю с тем, с кем хочу. Не парюсь насчет денег на счету. Так почему тариф Red Energy даст мне свободу и главное, что я так и не понял из ролика — свободу чего? Слова? Действий? Или просто какую-то абстрактную свободу в принципе?

Арт-дирекшен: Снято хорошо, интересные иллюстрации, ролик смотреть интересно. Только одно обидно — непонятно )

РАБОТА №5

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/5/

Идея: Все очень заморочено. Я читал презентацию полчаса и так и не понял какой-то одной, самой главной мысли. Да, социальная сеть. Да, игра. Да, промо. Да, воодушевленный (но не воодушевляющий) текст, но все это намешано в большую кучу или микс, как хотите, из web 2.0, городских игр и промо-акции. Make it simple! Это первое правило рекламы. Мир мобильной связи настолько сложен для понимания обычного человека, что он его сокращает до двух сервисов, как правило — говорить и писать. Все. Я думаю, что это неспроста. Да, молодежь более активна, она пользуется интернетом, камерами, даже иного ММС. Но, только теми сервисами, которые уже стали ей понятны. В том же ВКонтакте максимум, что делает большая часть юзеров — залить фото, написать на стене, посмотреть новости. Вот это основные действия молодых пользователей продвинутых технологий.

Мне очень понравилась подводка к идее, со стратегическими мыслями, с анализом рынка, с выводами, но это, к сожалению, ни во что не вылилось :( Мы иногда переоцениваем молодежь, считая, что они вовлекутся во все, что мы им предложим — главное, чтобы это был интернет, соцсеть и какие-нибудь зашибенные технологии. А молодежь продолжает обсуждать девчонку из параллельной группы и слушать «Зверей» :) И плевать они хотели на мир 2.0. По крайней мере, на большую его часть :)

Арт-дирекшен: Сложно судить, потому, что есть только презентация без каких-либо экзекьюшенов. Мне не понравились белые пятна по краям слайдов. Это не вкусовщина, просто они отдают второсортным эффектом, который есть в любой программе по созданию презентаций.

РАБОТА №6

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/4/

Идея: Вот, на мой взгляд, чистая работа. Правда без идеи, как таковой :) Чистая, потому, что это ролик, который можно прямо сейчас ставить на ТВ.

Арт-дирекшен: Хорошая работа с пластилином, точные образы. Мне не очень понравились мелкие титры внизу — обычно в рекламе тарифов там тем же кеглем пишут всякую «плохую» инфу, например, сколько на самом деле будут стоить дешевые звонки :) Я бы просто прерывал основную картинку крупными титрами на весь экран, тем более, что и техника ролика и музыка это позволяют делать.

РАБОТА №7

http://www.sostav.ru/columns/adcrfreshblood/work/6/

Идея: Опять же — она отсутствует. Игра с символами и ассоциациями — яйцо-Кащей, идеей не считается :) Да, там есть мысль про свободу общения, но образ Кащея настолько далек, на мой взгляд, от современной молодежи, что мысль эта теряется на фоне всего остального.

Арт-дирекшен: А точнее режиссура, в этом случае :) Она неплохая. Есть моменты, которые цепляют глаз, но в целом сделано все мило и по-доброму :) Я бы правда делал не классические образы, а например наоборот современные. Потому, что классика русских сказок уже немного себя изжила, либо нужно было делать прямо стеб. Здесь были попытки связать современные технологии (полоска загрузки с ютюба) и стилистику сказки, но на меня они сильного впечатления не произвели :)

В общем и целом хочется пожелать участникам развиваться в сторону концептинга, идей, смыслов. Потому, что это намного важнее, чем красиво снятый ролик. Или новая технология. Потому, что это то, что мотивирует людей что-либо делать. Это, как фильм «Аватар». Очень красивая картинка, но в сюжете фильма мысль отсутствует напрочь. Я имею в виду, свежую мысль, а не стандартный сюжет «Мы хорошие — они плохие». Намного более цепляет та идея, с которой Кэмерон шел к этому фильму — революция в технологии кино. Действительно, «Аватар» — это водораздел. Будет кино до и кино после этого фильма. Но, это уже другая история…

Posted in: Uncategorized