Финансы фриланса

Posted on 15.07.2010

11



Друзья, в связи с тем, что я временно не работаю в агентстве, мне пришлось заняться фрилансом.

В этом занятии есть один большой плюс. Нет, даже два. Первое — ты сам выбираешь брать тебе заказ или нет, исходя из собственных финансовых потребностей. Второе — на фрилансе, как правило, можно заработать больше, чем на агентской зарплате. И вот как раз второй плюс порождает у меня много вопросов.
Как оценить свою работу? Сколько стоит написание текста? Какие деньги можно получить за разработку продукта, идентичному тому, что делают рекламные агентства? Вот эти и подобные им вопросы очень живо меня интересуют, с чем я к вам и обращаюсь. Давайте вместе попробуем на них ответить. Все советы, случаи из жизни — пишем в комментах.

Буду сюда добавлять мысли, которые приходят по ходу обсуждения.

СКОЛЬКО ТЫ СТОИШЬ?

Прочел статью Ильи Петрова «Занимательное ценообразование» (ссылка в комментариях). Не со всем соглашусь.

На мой взгляд, стоимость работы складывается из следующих факторов:

1. Объем работы. Написать текст на сайт и разработка рекламной кампании — разные продукты.

2. Сроки. Чем они меньше, тем выше цена. Опять же в зависимости от сути проекта.

3. Возможности клиента. За одну и ту же работу, два разных клиента заплатят разную цену. Вы, как фрилансер, можете решить — возьметесь ли вы за проект по цене клиента или откажетесь, мотивируя тем, что ваши расценки изменениям и обсуждению не подлежат.

4. Ваше портфолио. Хорошее портфолио и известность могут помочь немного повысить цены. Они являются гарантом качества. Поднять стоимость еще выше можно, если вы являетесь специалистом в какой-то конкретной области (например, много и успешно работали в BTL).

Вообще, намного удобнее создавать freelance-team. Когда вы работаете в одиночку — зарабатываете больше, но работать сложнее. Для некоторых проектов все равно нужна команда и лучше, если это будут проверенные люди, а не те, кого вы в первый раз увидите на брифинге. Команда может взять больше проектов, главное, чтобы в ней были разносторонние специалисты. Получается такое микро-агентство фактически, но не юридически.

Еще один полезный момент — небольшое завышение стоимости. Эта такая игра. Все знают, что все будут просить больше, поэтому стараются отдать меньше. В итоге, получается компромисс удобный и для заказчика, и для фрилансера.

КАК ИСКАТЬ КЛИЕНТОВ?

Тут есть несколько способов.

1. Личные связи. Говорите всем и каждому, чем вы занимаетесь. Измените ваш статус в skype, ICQ, Facebook, vKontakte на «Я ищу фриланс!». Никогда невозможно угадать откуда придет клиент. Вам даже может позвонить ваша мама и сказать, что ее подруге нужно что-то там сделать по рекламе.

2. Идите в агентства. Там постоянно есть какие-то проекты, которые команды агентства не успевают выполнить или им нужна помощь. Сделайте себе портфолио и идите в офисы. Не нужно слать по почте — это бесполезно. Лучше личный контакт с КД.

3. Забабахайте какую-нибудь хрень! Недавно появилась треш-реклама агентства Whatever Agency. Вот вам нужно что-то вроде этого. Дешево и сердито, но чтобы вся индустрия узнала.

4. Постоянно общайтесь. Общение — залог постоянного притока клиентов. Идите туда, где тусуются менеджеры и владельцы бизнесов. Это не банки и гостиницы. Это бары и выставки, аля ПродЭкспо.

Вот несколько ссылок, на тот случай, если у вас проблемы с межличностным общением.

http://bootb.com/ru/ — международный сайт с кучей заказов. В основном дизайн, но есть и другие проекты.

http://www.free-lance.ru/ — люди говорят — полное говно, но попробовать можно.

http://www.shothunter.ru/ — фриланс для фотографов. Не знаю — не пробовал.

http://www.freelancerbay.com/ — Фрилансерская Бухта. Почему-то всплывает аналогия с Пиратской.

http://www.openad.net/ — один из самых больших порталов для обмена, покупки и продажи идей

http://www.thefinktank.com/index2.htm — сайт от известного КД Грэма Финка.

http://ycnonline.com/ — сообщество молодых креативщиков. Просто полезно тем, кто только начинает.

http://www.nabs.org.uk/ — организация, которая помогает рекламистам выжить в этом мире

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ФРИЛАНСЕРА

Первое правило Фрилансера. Не будь жадным! Фриланс — это как шведский стол в Турции. Тебе начнет казаться, что у тебя уйма свободного времени и ты можешь взять еще один заказ… Потом еще один… Еще… В итоге — ты облажаешься. Этот момент неизбежен. Не нужно делать из себя маленькую модель рекламного агентства. Ты же хотел свободы и творчества? Вот и наслаждайся.

Второе правило Фрилансера. Сдавай все вовремя! Это у агентств с их годовыми контрактами есть возможность потянуть время и подтянуть дополнительные команды на проект. Помни — ты один. Кавалерии не будет. Ты сам себе траффик-менеджер. Поэтому, сидя в кафе и попивая чашечку кофэ, не забывай, что ты сидишь в офисе и должен работать!

Третье правило Фрилансера. Делись с ближним! Если у тебя и так полно заказов, а друг жует черствую корку хлеба вторую неделю — подкинь ему свой проектик. В следующий раз, когда ты будешь с коркой хлеба — он отдаст тебе свой. А если нет, то не друг он тебе, а говно полное. Фриланс — лучшая проверка дружеских качеств!

Спасибо!

Реклама
Posted in: Uncategorized