Плюс-минус фриланс

Posted on 19.07.2010

8



Сегодня, в разговоре с одним человеком, пришел к выводу, что фриланс — это тупиковая сфера деятельности, если ты работаешь в одиночку. Я имею в виду — классическое понимание этого термина, когда конкретного фрилансера приглашают для решения очень конкретной задачи. Поясню почему это тупик.

У фриланса есть свои плюсы — это большая мобильность, больший заработок. Но, главный минус, лично для меня, — это очень слабая надежда на то, что ты создашь что-то выдающееся. Почему?

1. Фрилансер, как правило, решает очень конкретные задачи. Например, дизайнер занимается только дизайном и не пишет тексты.  Копирайтер способен написать текст, но не может сверстать сайт.  Конечно, есть фрилансеры, как Самвел Аветисян, которые общаются с топами и владельцами бизнесов. Но, они решают больше стратегические и концептуальные задачи, чем конкретные проблемы дизайна, текстов, сценариев и т.д.

2. Фрилансер вынужден принимать как данность все то, что было разработано до него. Стратегия, маркетинговый подход компании, дизайн и так далее. Он не может это изменить, поэтому ему приходится, в каком-то смысле, работать в еще более неудобных условиях, чем людям в агентстве.

3. У фрилансеров, как правило, не бывает долгосрочных отношений с клиентами. Почему? На рынке фриланса, зачастую, главенствует стоимость работ. Конечно, если сроки сжаты, то клиент готов платить больше. Но, если у него будет хотя бы мизерный шанс найти того, кто сделает работу дешевле (а иногда и чуть хуже) он его использует.

Но, самое важное — это суть отношений между клиентами и рекламными агентствами. Почему клиенты идут в агентства, а не работают постоянно с фрилансерами? Все просто.

Агентство работает по принципу — все в одном месте. Стратегия, дизайн, брендинг, копирайтинг и так далее, все это можно найти в одной структуре. Это упрощает логистику, уменьшает затраты на бухгалтерию, упрощает коммуникацию и… вызывает доверие. Почему клиенты не доверяют разработку больших рекламных проектов фрилансерам? Потому, что это дико сложно самому собрать команду специалистов, в которых ты уверен и затем еще и контролировать их работу на протяжении всего проекта. У клиентов, как правило, нет для этого специально обученных людей. Поэтому, иногда, клиенты делают креатив in-house, а затем просто нанимают продакшен для воплощения. Именно этот фактор, в купе с тремя другими, сильно уменьшает шансы фрилансеров на разработку выдающихся рекламных кейсов.

Эту проблему могли бы решить микро-команды из дизайнера, арт-директора, копирайтера, менеджера и стратега, которым вполне по силам работать над большей частью проектов, с которыми клиенты сегодня идут в агентства. Такие микро-команды — это не агентства, в классическом понимании этого слова. У них нет офиса. Им не нужно платить fee. И клиенту не приходиться оплачивать людей, которые никак с проектом не связаны. Но, с большей частью задач они бы вполне справлялись. Конечно, такая схема немного ограничивает свободу действий этой команды, но с другой стороны за большие проекты и платят больше. И есть возможность сделать что-то очень хорошее, как для клиента, так и для себя.

Буду очень рад, если я ошибаюсь. Но пока, все что я видел в портфолио множества фрилансеров (если не брать их работы во времена, когда они были в агентстве) это мелкие поделки на уровне одиночных заказов по дизайну, копирайтингу и так далее. Что конечно сильно удручает, потому, что среди фрилансеров есть множество очень хороших специалистов, которые отчего-то не любят работать в команде.

Реклама
Posted in: Uncategorized