Творческое мышление

Posted on 14.03.2011

5



Последние два месяца, я, с грехом пополам, читал в ГУ-ВШЭ курс «Основы рекламы». Иногда, из-за встреч с клиентами или неотложными делами Boroda Project приходилось пропускать занятия, за что мне крайне стыдно и неловко.

Но, дело не в этом. Я заметил, что студентам практически всех специальностей, так или иначе связанных со сферой рекламы, дизайна, маркетинга или коммуникации преподают все, что только можно, кроме одной вещи — творческого мышления. Например, я, читая курс «Основы рекламы», иногда спрашивал у своих студентов, что им рассказывают на других курсах и с удивлением отмечал, что параллельно моим темам по маркетингу, стратегии, истории рекламы, им читали все тоже самое, только более углубленно и детально, другие лекторы. Тогда, я решил сменить тактику и ввел на семинарах практическую работу по разработке собственного продукта. То есть, я хотел, чтобы они начали думать, как клиенты, технологи, маркетологи, дизайнеры, неймеры и рекламисты. А самое главное, чтобы их творческое мышление воплотилось в конкретных идеях и продуктах. В итоге, 5 групп разработали несколько замечательных идей (некоторые правда уже существуют и вполне успешно), которые можно воплощать в жизнь. Почему у людей, для которых творческое мышление будет жизненно необходимо в работе, нет таких специальных курсов?

Я вижу несколько причин, о многих из них пишет Артур Гогац в книге «Бизнес + Креатив». Хотя причины, как таковые, не так уж и важны. Намного важнее, как это можно исправить.

Во-первых, творческое мышление не преподается не только в институтах, но и в школах. Система, с которой сталкивается ученик, а особенно в России с появлением ЕГЭ, — это убийственная машина для мозгов. Запоминай — Рассказывай — Получай оценку. Весьма напоминает опыты Павлова по схеме: световой сигнал — слюна. Мышление — это способность обрабатывать информацию, а не складировать ее аккуратными стопочками в картотеке памяти. А общая уравниловка, которая внешне всячески поддерживает тезис — «Всем равные возможности», на деле становится инструментом усреднения и уничтожения личности. В итоге, дети боятся думать не так, как все остальные и их творчество проявляется максимум во внешнем виде и поведении, но не в способе мыслить.

Во-вторых, отчего-то считается, что если человек учится в музыкальном училище или театральной школе — он должен обладать или уже обладает творческими способностями. В пример нам постоянно приводят известных композиторов, художников, дизайнеров, фотографов. Однако большая их часть составляет меньшую часть выпускников подобных школ и институтов. 90% людей, которые там учатся вовсе не обязаны быть творческими и на деле таковыми не являются, хотя безусловно могли бы. В тоже время, огромное число математиков, инженеров, физиков и представителей других (технических) профессий, которые, казалось бы, далеки от привычного понимания творческого человека, в жизни проявляют недюжинные креативные способности. Таким образом, с раннего детства, понятие «творческое мышление» подменяется понятием «творческого занятия», такого как живопись, пение и так далее.

В-третьих, понятие «умный человек», в наше время подразумевает информированность. Хотя даже идиоту должно быть понятно, что объемы информации доступные современному человеку не подлежат тотальному изучению в течение первых 20 лет жизни, особенно учитывая их постоянную изменяемость и коррекцию. Даже идиоту, но не современной системе образования в нашей стране. Отсутствие факультативов и практики начиная с 1 курса института, приводит к тому, что к 5 курсу — голова студента оказывается забита хаосом из знаний, совершенно не упорядоченных, не усвоенных на уровне кончиков пальцев. Мало того, половина знаний полученных в вузе, либо устаревает, либо забывается к концу обучения.

И наконец, в-четвертых, на факультете маркетинга и рекламы существуют дисциплины, которые невозможно преподавать по учебникам или в статике. Например, арт-дирекшен, дизайн или коммуникации в интернете. Но, для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо самим преподавателям изменить свой подход. Потому, что большая их часть относится к процессу обучения, как к работе (что в общем понятно), но не как к интересному процессу. А как известно, когда работа перестает приносить удовольствие, а в случае нашей страны еще и деньги, то интерес к ней становится чисто механическим и делом привычки.

Ну и к чему же я написал всю эту «простыню»? А к тому, что к лету, я хочу подготовить курс по творческому мышлению, генерации идей и концепт-мейкингу. Это будет курс не про арт-дирекшен или копирайтинг, а именно про то, как работают наши мозги, в тот момент, когда мы создаем идею и как сделать так, чтобы они работали все лучше и лучше. Не знаю будет ли он прикреплен к какому-то вузу или это будет отдельный курс. Не знаю будет ли он платным или бесплатным. Но то, что он будет — факт :)

А у вас я хотел бы попросить помощи в его составлении. Подойдет все:

— ссылки на сайты, видео и аудио файлы по этой теме (русско и англоязычные)

— сканы статей, книг или текстовые документы с исследованиями на эту тему

— собственные мысли и рассуждения

— рисунки, инфографика, схемы и так далее (любые визуальные материалы)

— примеры креативных методик, способов развития творческого мышления

Заранее спасибо всем тем, кто поможет! Пишите либо прямо в этот пост, либо на почту mponomarev@yahoo.com

Самым активным дам знать где и когда будет сие действо :)

Реклама
Posted in: Uncategorized